1.2.  Базовые  концепции финансового  менеджмента

Концепция (от латинского conceptio - понимание, система) представляет собой определенный способ понимания. С помощью концепции или системы концепций выражается основная точка зрения на данное явление, задаются рамки, определяющие сущ­ность и направления развития этого явления.

Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязан­ных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов.

Основополагающими являются следующие:

1. Концепция денежного потока, которая предполагает иден­тификацию денежного потока, его продолжительность и вид, оценку факторов, определяющих величину его элементов, выбор коэффициента дисконтирования и оценку риска, связанного с данным потоком.

2.  Концепция временной оценки денег, смысл которой со­стоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и де­нежная единица, ожидаемая к получению через некоторое вре­мя, не равноценны.

Эта неравноценность определяется действием трех основных причин, а именно: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью.

3.  Концепция компромисса между риском и доходностью. Получение любого дохода в бизнесе связано с определенным рис­ком. Связь между этими характеристиками прямо пропорциональ­ная. Категория риска используется в оценке инвестиционных про­ектов, формировании инвестиционного портфеля, выборе финан­совых инструментов, принятии решений по структуре капитала и др.

4.  Концепция стоимости капитала. Обслуживание того или иного источника обходится предприятию неодинаково. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость: например, за банковский кредит необходимо платить проценты, за выпуск ак­ций выплачивать дивиденды и т. п. Количественная оценка сто­имости капитала имеет важнейшее значение в анализе инвести­ционных проектов и выборе альтернативных вариантов финанси­рования деятельности предприятия,

5. Концепция асимметричной информации. Отдельные кате­гории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участ­никам рынка в равной мере. В этом случае говорят о наличии асимметричной информации. Носителями такой информации чаще всего могут быть менеджеры и отдельные владельцы предприя­тия. Эта информация может использоваться ими различными спо­собами.

Асимметричность информации способствует существованию рынка капитала, так как каждый потенциальный инвестор имеет собственное мнение по поводу соответствия цены и внутренней стоимости финансового инструмента. Каждый полагает, что именно он обладает некой информацией, недоступной другим участни­кам рынка. Чем большее число участников придерживается та­кого мнения, тем более активно осуществляются операции купли-продажи.

6. Концепция агентских отношений. По мере усложнения форм организации бизнеса данная концепция становится все актуаль­ней. Большинству предприятий присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля. Интересы владель­цев предприятия и его управленческого персонала могут не совпа­дать (например, альтернативное решение - получение сиюминут­ной прибыли или получение большей прибыли в перспективе). Что­бы сгладить возможные противоречия между участниками груп­пы, в частности, ограничить возможность нежелательных дей­ствий менеджеров, владельцы предприятия вынуждены нести так называемые агентские издержки. Их величина должна учитывать­ся при принятии решений финансового характера.

7. Концепция альтернативных издержек (затрат упущенных возможностей). Принятие любого решения финансового характе­ра почти всегда связано с отказом от альтернативного варианта.

Обычно решение принимается в результате сравнения аль­тернативных затрат, выражаемых в виде абсолютных или отно­сительных показателей.

Концепция альтернативных затрат играет важную роль в оцен­ке вариантов возможного вложения капитала, использования про­изводственных мощностей, выбора политики кредитования по­купателей и др.

8. Концепция временной неограниченности функциониро­вания хозяйствующего субъекта. Смысл ее состоит в том что предприятие, однажды возникнув, будет существовать вечно.

Хотя эта концепция достаточно условна (все имеет начало и конец, например, в уставных документах может быть предус­мотрен срок функционирования конкретного предприятия), но основывая предприятие, его владельцы обычно исходят из стра­тегических, долгосрочных установок.

Эта концепция очень важна. Она служит основой стабильнос­ти и определенной предсказуемости динамики цен на фондовом рынке, дает возможность использования фундаменталистского подхода для оценки финансовых активов и т. д.

Концепция в явной или не явной форме предусматривается основными нормативными документами России (например, в Фе­деральном законе «Об акционерных обществах», ст. 2: «Обще­ство создается без ограничения срока, если иное не установлена его уставом»).

 

Hosted by uCoz